ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Многие родители, записывая детей в школу, сталкиваются с неожиданной труд-ностью. Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или в гимназию у него очень невелики.       

Увы, многие родители замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия. Что же должен уметь ребенок? Первый крик своего малыша родители слышат еще в ро-дильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым.       

Возраст от 2 до 5 месяцев называется периодом гуления. Если Ваш ребенок раз-вивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу». Гуление не возникает у младен-ца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разго-варивая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.  В 2,5 – 3 месяца у мла-денца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способст-вует развитию его речевого дыхания.       

К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произ-носить слоги или цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он сле-дит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить , но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.       

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», со-провождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще про-износит слоги и цепочки слогов, подкрепляемых взрослым. К году в его  словаре бу-дет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «на», «пить», «би-би», «ав-ав», «пи-пи».         

К 2 -2,5 годам в речи крохи должны появиться предложения. Как правило это 2-3 слова, выражающие требование:»Мама, дай пи», «Маша пить дать». Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарная фразовая речь, то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.   
        

К 3 годам ребенок правильно произносит гласные и простые согласные звуки (б–бь,  п–пь,  м-мь,  т- ть,  н- нь, к-кь,  г-гь,  в-вь, ф-фь), строит простые предложения, употребляет прилагательные( не огорчайтесь, если они будут звучать как: «хаесий», «пахой», «маикий»). Хотя в его речи много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
         

К 4 годам ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только ро-дители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «пра-вильности» развития их  сына или дочки. В этом возрасте малыш уже правильно про-износит свистящие звуки (с, сь, з, зь). Он с удовольствием рассказывает, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Кстати, детские телепередачи или мультфильмы малышу необходимо смотреть вместе с взрослым, чтобы потом «обсу-дить»  увиденное, а может быть и объяснить, если что непонятно. И по возможности  исключите рекламу, постоянно «льющуюся» с голубых экранов. Не настаивайте, чтобы ребенок произносил в этом возрасте звук (р). Очень часто желание мамы и папы нау-чить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникно-вению серьезного звукопроизношения.         

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки (ш, ж), почти не допус-кает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.          

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, умеет связ-но и грамотно говорить.           

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
     

Небольшие, но очень важные советы

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или мор-ковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппа-рата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые ово-щи и фрукты, кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот, горлышко. Научите надувать щеки и удержи-вать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую, надувать мыль-ные пузыри, дуть и свистеть во всевозможные дудочки.
           

Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как мож-но больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ре-бенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.                                

 

Успехов Вам и Вашим детям!